(2012007) Заявление Председателю Следственного комитета РФ в связи с ранее поданным заявлением: Заявление А.В. Леонова Председателю Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкину от 07.04.2012 (номер письма 34640049085711; вручено 12.04.2012) (см. 2012004)

 

Заявление А.В. Леонова Председателю Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкину от 07.04.2012. Номер письма 34640049085711; вручено 12.04.2012

 

Начало цитирования

 

Председателю Следственного комитета

Российской Федерации

Бастрыкину Александру Ивановичу

105005 г. Москва,

наб. Академика Туполева, д. 15, корп. 28

 

Леонова Андрея Владимировича

Паспорт: [личные данные скрыты]

Адрес прописки: 346 448, г. Новочеркасск,

[личные данные скрыты]

Предпочитаемый адрес для связи почтой

на 2012 год:

346448 г. Новочеркасск-48, а/я 5.

 

Заявление

 

Данное Заявление состоит из четырех страниц; приложений нет; первая, вторая и третья страницы настоящего Заявления дополнительно подписаны в области нижнего колонтитула, а именно: приведены написанные от руки фамилия, имя и отчество заявителя, а также его роспись.

 

В Следственный комитет РФ мною было направлено следующее заявление о преступлении (210 ст. УК РФ): Заявление временного секретаря Новочеркасского общества св. Фотия А.В. Леонова на имя Председателя Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкина от 01.02.2012; номер письма 34640047106685; согласно имеющемуся уведомлению о вручении, вручено по доверенности 07.02.2012. Далее на него будем ссылаться как на «исходное заявление».

На исходное заявление заявитель получил ответ Следственного комитета РФ — уведомление от 15.02.2012 № 221/4‑р‑12 за подписью инспектора первого отделения отдела по рассмотрению обращений управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению О.В. Яровой следующего содержания (содержание ответа приводится полностью):

 

Начало цитаты

 

В Следственном комитете Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение от 01.02.2012 о запрете деятельности иудейских религиозных общин на территории Российской Федерации.

Поставленные в обращении вопросы не относятся к компетенции Следственного комитета Российской Федерации. С учетом изложенного, Ваше обращение направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по принадлежности.

О результатах Вам сообщат.

 

Конец цитаты

 

Далее об этом документе будем говорить как об «Уведомлении».

 

Прошу разъяснить предпринятые Следственным комитетом меры в связи с полученным исходным заявлением.

 

Во-первых, исходное заявление, названное в Уведомлении «обращением» было ничем иным, как сообщением о преступлении (210 ст. УК РФ) и в соответствии с действующим УК РФ следственные органы Следственного комитета РФ, получившие исходное заявление о преступлении, были обязаны принять и зарегистрировать его и предпринять строго оговоренные меры.

Я процитирую то, что специально написал в начале исходного заявления:

 

Начало цитирования исходного заявления.

 

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 151 («Подследственность») УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ст. 210 УК РФ производится следователями Следственного комитета РФ; согласно ч. 2 ст. 150 УК РФ («Формы предварительного расследования») по уголовным делам, предусмотренным ст. 210 УК РФ необходимо проведение предварительного расследования; согласно ч. 1 ст. 157 УПК РФ («Производство неотложных следственных действий») «При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия»; согласно п. 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, и п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 210 УК РФ производят дознаватели органов внутренних дел РФ; следовательно, в данном случае возбуждение уголовного дела по ст. 210 УК РФ, а также выполнение неотложных следственных действий не находятся в компетенции органов дознания следственного комитета РФ; однако, согласно ч. 1 ст. 146 УК РФ, «При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление»; таким образом, возбудить дело по ст. 210 УК РФ могут руководитель следственного органа и следователь Следственного комитета РФ в соответствии с их компетенцией — то есть, в соответствии с подследственностью; таким образом, в случае ст. 210 УК РФ следственные органы Следственного комитета РФ обладают необходимыми полномочиями, чтобы возбудить уголовное дело по данной статье и вести соответствующее предварительное следствие; вне их компетенции находится только лишь проведение неотложных следственных действий, за выполнением которых органы Следственного комитета вполне могут обратиться к иным органам исполнительной власти.

 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ данное заявление является поводом для возбуждения соответствующего уголовного дела (по ст. 210 УК РФ); данное заявление удовлетворяет требованиям ч. 1, ч. 2, и ч. 7 ст. 141 УК РФ, оговаривающим требования к письменному заявлению о преступлении; фраза «Заявитель осведомлен об ответственности за ложный донос, которую предусматривает ст. 306 УК РФ», необходимая в связи с требованием ч. 6 ст. 141 УК РФ к протоколу, составляемому в связи с принятием устного заявления о преступлении, находится далее в тексте настоящего заявления.

Напомним, что согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ («Порядок рассмотрения сообщения о преступлении») «Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение…»

Напомним также, что в ст. 145 УПК РФ («Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении»), оговаривается вполне конкретный ограниченный перечень решений в связи с рассмотрением полученного сообщения о преступлении, за рамки которого не вправе выходить «орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа» — а именно, ч. 1 ст. 145 УПК РФ гласит:

 

Начало цитаты.

 

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

 

Конец цитаты.

 

Таким образом, получив сообщение о преступлении, подследственное, например, Следственному комитету РФ, дознаватель органов внутренних дел в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК и ст. 151 УПК может передать его по подследственности в соответствующие органы Следственного комитета Российской Федерации, но никак, например, не в органы Прокуратуры РФ, ибо это не предусмотрено ст. 151 УПК РФ.

 

Конец цитирования исходного заявления

 

Итак, получив заявление о преступлении, соответствующие следственные органы Следственного комитета РФ должны зарегистрировать его стандартным образом, а затем принять одно из трех решений, о которых говорится в ст. 145 УПК РФ; причем таким решением никак не может быть решение о, говоря словами, Уведомления «направлении исходного заявления о преступлении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по принадлежности». Даже если бы следственные органы Следственного комитета РФ решили «передать сообщение о преступлении по подследственности», то, в соответствии со ст. 151 УПК РФ, говорящего о подследственности, они бы могли передать его лишь в соответствующие органы МВД или ФСБ, но никоим образом не в органы Прокуратуры РФ.

 

Кроме того, здесь же упомянем о полномочиях и обязанностях органов Прокуратуры РФ согласно Приказу Генеральной прокуратуры РФ от 27 декабря 2007 г. № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях». Далее на этот документы будем ссылаться как на «Приказ».

Согласно упомянутому Приказу органы Прокуратуры РФ должны принимать заявления о преступлениях на всех уровнях — включая уровень Генеральной прокуратуры (смотри п. 1, п. 1.1 Приказа).

При этом прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях (смотри п. 1.2 Приказа)

И при этом сообщения о преступлениях, получаемых по почте, обязательно должны стандартным образом регистрироваться в Книге учета сообщений о преступлениях (смотри п. 1.2 Приказа) и «безотлагательно передаваться в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со  в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ» (смотри п. 1.2 Приказа) — то есть, передаваться по подследственности в соответствии с упомянутыми статьями УКП РФ, а именно, в соответствующие органы МВД, ФСБ или Следственного Комитета РФ.

 

Таким образом, получается, что переслав исходное заявление в органы Прокуратуры, органы Следственного комитета рисковали тем, что оно может вернуться к ним обратно, ибо, как сказано, прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях и при этом органы прокуратуры должны передавать эти сообщения по подследственности — в соответствующие органы МВД, ФСБ или Следственного Комитета РФ.

 

В связи с вышеприведенным прошу разъяснить:

1. Означают ли действия Следственного комитета фактический отказ рассмотреть исходное заявление по существу, ибо, говоря словами Уведомления, «направлении исходного заявления о преступлении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по принадлежности» есть действия, не предусмотренные ст. 145 УПК.

2. Зачем заявление о преступлении было «направлено в Генеральную прокуратуру», если заранее известно, что прокуроры не могут разрешать сообщения о преступлениях и, в свою очередь, должны передать эти сообщения по подследственности — в соответствующие органы МВД, ФСБ или Следственного комитета РФ?

3. Из Уведомления не ясно, было ли вообще надлежащим образом зарегистрировано исходное заявление о преступлении. Так было оно зарегистрировано или нет?

В случае, если исходное заявление о преступлении было зарегистрировано, прошу сообщить стандартную информацию о регистрации.

Прошу также сообщить, кем было принято решении о, говоря словами Уведомления, «направлении исходного заявления о преступлении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по принадлежности».

Кроме того, разумеется, прошу рассмотреть исходное заявление так, как это и предписано законом.

 

Данное Заявление состоит из четырех страниц; приложений нет; первая, вторая и третья страницы настоящего Заявления дополнительно подписаны в области нижнего колонтитула, а именно: приведены написанные от руки фамилия, имя и отчество заявителя, а также его роспись.

 

Дата (07.04.2012)

Подпись

Расшифровка подписи

 

[номер письма 34640049085711; вручено 12.04.2012]

 

Конец цитирования

 

Ниже приводятся сканы страниц заявления, а также сканы квитанции и уведомления о вручении.

 

 

27.05.2012

А.В. Леонов

г. Новочеркасск